Люди, увлекающиеся ВКБ (а тем более - имеющие и другие увлечения), часто покупают те или иные товары в Интернете. Там большой выбор, хорошие цены, уникальные предложения. Вопрос оплаты часто решается напрямую с помощью банковской карты, что весьма удобно. Однако, как говорил "морской" почтальон и по совместительству генератор бессмертных цитат товарищ Печкин: "Вот до чего бывают люди до чужого добра жадные!". То и дело находятся персонажи, которых хлебом не корми, дай вашу карту "почистить".
Для покупок в Интернете я давно завёл Сбербанковскую VISA Classic, на которую перед самой покупкой перечисляю соответствующую сумму с основной своей карты. Это дополнительные действия, конечно, но появляется надежда на то, что они повышают уровень безопасности. Именно VISA привязана у меня к eBay, Авито, Aliexpress, именно с её помощью я произвожу все покупки и не сильно боюсь оставлять на сайтах её реквизиты. Именно с неё я перечислял деньги, совершая покупки на сайте bbshave. Как правило, большинство Интернет-магазинов присылает запрос на подтверждение операций. Однако некоторые этого не делают, что меня немного смущало, но не сильно. За годы использования такой системы расчётов в Интернете проблем не было.
И тут что-то на моей VISA скопилось несколько тысяч рублей, которые нужно было отделить от основной карты, чтобы не потратить. Неделю назад, ровно в пятницу, я вдруг заметил, что денег стало чуть меньше ожидаемого. Сразу шасть в Сбербанк-онлайн - а там показана операция перевода 998 руб. на сервис PAY.MTS.RU TOPUP3661 MOSCOW RUS. Да ещё в семь утра - да я же спал в это время! Естественно, что никакой такой операции я не совершал, никаких смс не приходило, у меня вообще ни одного продукта MTS нет. Полез в Интернет, оказалось, что я такой не один. За август-сентябрь 2021 г. люди описывают такую ситуацию неоднократно. Причём у некоторых происходило списание несколько раз по 998 или 999 рублей (то есть, меньше тысячи) в день.
Звоню в Сбербанк, прорываюсь через ленивого робота, начинаю беседовать с милой дамой. Бодались минут 15. Я возмущаюсь, а дама воркующим голосом рассказывает, что во всём виноват я сам - направо и налево небось сообщал данные своей карты, а Сбербанк не при делах и денег не вернёт. И если меня что-то не устраивает, мне нужно обратиться к тому, кому перечислены мои деньги. Ну или написать заявление в полицию. Тем не менее, я заставил её принять заявление на разбор ситуации и просьбу вернуть деньги. Также договорились о блокировке и перевыпуске карты.
Что-то мне эта дама не очень внушила доверие: уж очень было велико её неприкрытое желание возложить на меня ответственность за эту операцию. Я не поленился, сходил в ближайший офис и там написал бумажное заявление по форме, которую нашёл в Интернете. Для надёжности, так сказать.
И о чудо! В воскресенье приходит смс с номера 900 о том, что деньги мне будут возвращены. К обеду, и правда, вернули. Я позвонил в Сбербанк и отменил второе обращение.
Для себя я сделал следующие выводы (наивные ли, банальные ли, ошибочные ли - но свои):
1. Финансовая система у нас устроена так, что мошенники могут украсть деньги с карты даже при соблюдении большинства рекомендаций Сбербанка по безопасности (не сообщать коды и пароли третьим лицам, на раскрывать данные карты и пр.). Более того, сложилось впечатление, что Сбербанк в таких аферах сам может участвовать (ведь в конце концов, моё обращение явно не было первым; почему бы им не поставить запрет на перечисление денег на этот сервис?).
2. В Сбербанке отсутствуют инструменты, которые бы требовали подтверждение на проведение операции. То есть, любого могут обчистить без его ведома и согласия.
3. Настойчивое обращение в Сбербанк, отказ брать на себя ответственность за банковские косяки, прямые требования о возврате средств могут привести к желаемому результату - возврату украденных денег.